АМАЛ И НОЧНЫЕ ГОСТИ Одноактная опера Джан-Карло Менотти на либретто (по-английски) композитора. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: АМАЛ, мальчик-калека (мальчиковое сопрано) - Чет Аллен ЕГО МАТЬ (меццо-сопрано) - Розмари Кульманн ТРИ ЦАРЯ: КАСПАР (тенор) - Эндрю МакКинли МЕЛЬХИОР (баритон) - Дэвид Айкен БАЛТАЗАР (баритон) - Леон Лишнер ПАЖ ЦАРЕЙ (баритон) - Фрэнк Моначино Оркестр и хор, дир. Томас Шиппер Время действия: первый сочельник. Место действия: дорога в Вифлеем. «Амал и ночные гости» — первая опера, заказанная телевизионной компанией для показа по телевидению. Национальная радиовещательная компания (NBC) передала телевизионную версию оперы в сочельник 1951 года, и она получила настолько теплый прием, что ее исполнение стало ежегодным событием. Были сделаны попытки сохранить первоначальный состав исполнителей в последующие годы, но, поскольку главная партия написана для мальчикового сопрано, возникли вполне очевидные трудности. Тем не менее аудитория, смотревшая эту оперу при каждом ее телевизионном показе, достигала нескольких миллионов человек, и, таким образом, «Амала» посмотрело больше американцев, чем любую другую оперу, и уж во всяком случае больше, чем какую бы то ни было американскую оперу. Сюжет оперы разворачивается в первый сочельник. В маленькой хижине живет бедная вдова и ее увечный сын Амал. Он передвигается на костылях и любит играть на своей пастушеской свирели. У него также очень богатое воображение — он постоянно что-то фантазирует. Вот почему его мать поначалу не верит тому, что он говорит, а именно, что есть три царя, призывающие их. Он также очень любопытный мальчик. Потому-то он и задает царям очень личные вопросы, например, есть ли голубая кровь? Или что в ларцах, которые они несут? А цари очень простые и честные люди. Потому они дают Амалу очень простые и честные ответы. И потому они необычайно рады, когда пастухи (соседи Амала) приходят и приносят им свои простые дары. И самым прелестным даром из всех оказывается танец пастуха. Цари также добры и сердечны. Потому они снисходительно отнеслись к тому, что мать мальчика была уличена в краже золота, которую она совершила ночью. Они решают, что младенец, которого они идут увидеть (который, конечно же, есть Младенец Христос) не нуждается ни в каком золоте. И потому они так искренне рады, когда Амал неожиданно обнаруживает исчезновение недуга. Амал и его мать очень любят друг друга. Потому Амал, хотя и калека, нападает на царского пажа, когда тот пытается взять украденное ею. И вот почему, когда мальчик уходит с царями, вы совершенно верите матери и сыну, когда они поют свой очень простой дуэт: «Я очень скучаю без тебя». Когда Амал уходит по дороге с царями, он снова наигрывает на своей свирели — точно так же, как он играл, когда занавес поднялся. Первое исполнение: телепрограмма из Нью-Йорка, 24 декабря 1951 года. Первое сценическое исполнение: Нью-Йорк, 27 апреля 1952 года.