|
|
|
|
|
|
Info |
|
|
|
|
Мечислав (Моисей) Вайнберг (1919-1996)
Четвертая симфония, ля минор, соч. 61, для большого симфонического оркестра |
1. Allegro |
8:19 |
2. Allegretto |
6:51 |
3. Andantino |
6:18 |
4. Vivace |
7:16 |
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижер Кирилл Кондрашин
|
|
|
|
Запись: 1962 |
|
|
|
Написанная спустя восемь лет после
Третьей симфонии, Четвертая стала пересечением собственно симфонической
и сюитной линий творчества Вайнберга. Истоки Четвертой симфонии - в
фольклорных сюитах рубежа 1940-1950-х, а также в Первой симфониетте,
соч. 41 (1948).
Подобно Прокофьеву в Первой («Классической») симфонии или Шостаковичу в
Девятой, Четвертая Вайнберга - своеобразная «игра в классику»: об этом
говорят четкость и лаконизм формы (длительность произведения— менее 30
минут), «мозаика (...) образов, отраженных в разных видах движения» (Л.
Никитина), ярко выраженное театральное начало, придающее сочинению черты
концерта для оркестра. Неслучайно в первой редакции каждая из четырех
частей имела название: соответственно Токката, Интермеццо, Серенада и
Рондо. Во второй редакции композитор снял названия: возможно, содержание
каждой части не в полной мере соответствовало заголовку.
Развитие материала в первой части (Allegro),
несмотря на сонатную форму, напоминает скорее не классическую, а
барочную модель. Исходный импульс - унисонные пассажи струнного оркестра
(начало темы главной партии) — обрастает и усложняется контрапунктами
труб и деревянных духовых, в конце концов незаметно приводя к теме
побочной партии (в первом проведении — диалог кларнета и валторны).
Великолепна разработка, в которой, наряду с уплотнением тематического
материала в контрастной полифонии, появляется и новая тема — несколько
марионеточно-пародийного марша деревянных духовых. В репризе она
включается в общий интонационный комплекс.
Ярко-театральна и вторая часть (Allegretto,
си бемоль минор); в ее темах ощущаются жанровые истоки. Первая тема
(кларнет) несколько напоминает меланхолический вальс; вторая
(производная из басов первой) вносит драматический элемент (скрипки,
сопровождаемые мотивом lamento альтов). В центральном эпизоде формы
снова, как и в разработке первой части, появляется марионеточный марш
(флейты, бубен, контрабасы), предваряемый воинственными сигналами трубы.
Третья часть симфонии, Adagio, ре минор —
жемчужина лирики Вайнберга. Вступительная тема валторны приводит к
интимной песне (виолончели в сопровождении остальных струнных pizzicato),
воссоздающей дух Малера или Брукнера (медленная часть Четвертой
симфонии). Тонко и незаметно «вплывает» эта тема во вторую — еврейский
наигрыш (солирующий кларнет). В развитии обе темы сближаются.
Влияние фольклорно-сюитной составляющей
творчества Вайнберга весьма ощутимо в финале (Vivace, ля мажор). Обе его
темы плясового характера. Форма финала сочетает черты сонатности,
рондообразности и вариационности (рассредоточенные двойные вариации).
Изысканное ритмическое и ладовое варьирование (с активным использованием
диатонических ладов), неофольклорная имитация народного музицирования,
частые ostinati гармонии — след влияния на творчество Вайнберга музыки
Белы Бартока.
Премьера Четвертой симфонии прошла в Москве 16
октября 1961 года.
|
|
|
| include ("guestbook/index.php"); ?>
|
|
|