Info

 
 
 

 

Мечислав (Моисей) Вайнберг (1919-1996)

Четвертая симфония, ля минор, соч. 61, для большого симфонического оркестра

1. Allegro 8:19
2. Allegretto 6:51
3. Andantino 6:18
4. Vivace 7:16
   
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижер Кирилл Кондрашин
 
   
Запись: 1962  
   
       Написанная спустя восемь лет после Третьей симфонии, Четвертая стала пересечением собственно симфонической и сюитной линий творчества Вайнберга. Истоки Четвертой симфонии - в фольклорных сюитах рубежа 1940-1950-х, а также в Первой симфониетте, соч. 41 (1948).
Подобно Прокофьеву в Первой («Классической») симфонии или Шостаковичу в Девятой, Четвертая Вайнберга - своеобразная «игра в классику»: об этом говорят четкость и лаконизм формы (длительность произведения— менее 30 минут), «мозаика (...) образов, отраженных в разных видах движения» (Л. Никитина), ярко выраженное театральное начало, придающее сочинению черты концерта для оркестра. Неслучайно в первой редакции каждая из четырех частей имела название: соответственно Токката, Интермеццо, Серенада и Рондо. Во второй редакции композитор снял названия: возможно, содержание каждой части не в полной мере соответствовало заголовку.
       Развитие материала в первой части (Allegro), несмотря на сонатную форму, напоминает скорее не классическую, а барочную модель. Исходный импульс - унисонные пассажи струнного оркестра (начало темы главной партии) — обрастает и усложняется контрапунктами труб и деревянных духовых, в конце концов незаметно приводя к теме побочной партии (в первом проведении — диалог кларнета и валторны). Великолепна разработка, в которой, наряду с уплотнением тематического материала в контрастной полифонии, появляется и новая тема — несколько марионеточно-пародийного марша деревянных духовых. В репризе она включается в общий интонационный комплекс.
       Ярко-театральна и вторая часть (Allegretto, си бемоль минор); в ее темах ощущаются жанровые истоки. Первая тема (кларнет) несколько напоминает меланхолический вальс; вторая (производная из басов первой) вносит драматический элемент (скрипки, сопровождаемые мотивом lamento альтов). В центральном эпизоде формы снова, как и в разработке первой части, появляется марионеточный марш (флейты, бубен, контрабасы), предваряемый воинственными сигналами трубы.
      Третья часть симфонии, Adagio, ре минор — жемчужина лирики Вайнберга. Вступительная тема валторны приводит к интимной песне (виолончели в сопровождении остальных струнных pizzicato), воссоздающей дух Малера или Брукнера (медленная часть Четвертой симфонии). Тонко и незаметно «вплывает» эта тема во вторую — еврейский наигрыш (солирующий кларнет). В развитии обе темы сближаются.
      Влияние фольклорно-сюитной составляющей творчества Вайнберга весьма ощутимо в финале (Vivace, ля мажор). Обе его темы плясового характера. Форма финала сочетает черты сонатности, рондообразности и вариационности (рассредоточенные двойные вариации). Изысканное ритмическое и ладовое варьирование (с активным использованием диатонических ладов), неофольклорная имитация народного музицирования, частые ostinati гармонии — след влияния на творчество Вайнберга музыки Белы Бартока.
      Премьера Четвертой симфонии прошла в Москве 16 октября 1961 года.