Info

 
 
 

 

Мечислав (Моисей) Вайнберг (1919-1996)

Шестая симфония, ля минор, соч. 79, для хора мальчиков и большого симфонического оркестра, на стихи Л. Квитко, С. Галкина, М. Луконина

1. Adagio sostenuto 12:43
2. Allegretto 5:40
3. Allegro molto 6:15
4. Largo 7:33
5. Andantino 9:43
   
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижер Кирилл Кондрашин
Хор мальчиков Московского хорового училища (2, 4, 5)
Хормейстер Юрий Уланов
Соло на скрипке: Б. Шульгин (2, 5)
 
   
Запись: 1966  
   
       Стихи Льва Квитко, Самуила Галкина, Михаила Луконина
Создававшаяся одновременно с Тринадцатой симфонией Шостаковича, Шестая Вайнберга перекликается с ней темой страданий, причиненных войной. И для Шостаковича, и для Вайнберга эти страдания, во многом, связаны с трагедией еврейского народа. Однако трактовка Шостаковича более публицистична, Вайнберга же - более интимна. Показателен выбор поэтов: у Шостаковича — Евгений Евтушенко, с его жесткой плакатностью, антидиктаторским и антиюдофобским пафосом; у Вайнберга - Лев Квитко («Скрипочка», из цикла детских стихотворений, — тонкая стилизация фольклорной поэзии); Самуил Галкин («В красной глине вырыт ров...»— страшная в своей будничности картина разрушения дома и расстрела детей). Но ни у Квитко, ни у Галкина нет атрибуции национальности: еврейское подразумевается, но не называется. Добавим, судьбы самих поэтов не менее трагичны судеб их героев: Льва Квитко расстреляли в 1952 году, Самуилу Галкину удалось выйти из тюрьмы (он умер в I960 году). О третьем стихотворении — «Спите люди» Михаила Луконина - следует сказать особо. Это типичный образец плохой советской поэзии, с ее ходульностью, фальшивыми готовыми клише и заключительной сентенцией, вполне в духе официально насаждавшейся «борьбы за мир» («Спите, люди, отдохните, солнце встанет,/Будут скрипки петь о мире на земле»). Трудно сказать, в какой степени включение этого текста в симфонию продиктовано цензурными, в какой — художественными соображениями. Во всяком случае, контраст музыки и стихов в последней части просто кричащий. «Жизнь продолжается», — говорят в таких случаях, - но жизни больше нет.
Сквозные поэтические образы симфоний — дети; скрипка (как символ жизни); война; тишина и сон (как символы мира) — определили логику конструкции пятичастного цикла, в котором сочетаются принципы симметрии и сонатного цикла. Первая и третья часть — чисто симфонические; во второй, четвертой и пятой добавлен хор мальчиков. Большая арка - первая и пятая части; в инструментальной коде последней — наиболее точные тематические реминисценции первой части. Малая арка — вторая и четвертая части, с ключевой антитезой (дети радующиеся и дети страдающие);центральное скерцо — зловещий и уродливый лик войны.
Основной тематизм симфонии сфокусирован в начальном рондо-сонатном Adagio: это тема lamento валторны (по мнению Людмилы Никитиной, несколько сходная с мелодией крестьянского плача из первой части «Концерта для оркестра» Бартока); печальная тема главной партии (основана на беспрестанно возвращающемся кратком мотиве); фанфарная тема, впервые звучащая в каденции флейты (первый эпизод). Эти темы (целостно или фрагментарно) повторяются во всех частях.
Лирико-повествовательный и даже философский тонус симфонии определил ее оркестровый колорит: Вайнберг избегает лобового живописания трагического, «физиологических» tutti даже в скерцо. Художественные приемы Шостаковича — обнаружение трагической «изнанки» гротеска и жанровости — у Вайнберга еще более обострены: одна из тем скерцо напоминает кошмарный фрейлехс, другая — то ли галоп, то ли канкан, третья (у кларнета пикколо) — мерзкий вальсок, прерываемый ударами литавр... Оркестровая драматургия симфонии интересна и разнообразна: это и сквозные «тембры-персонажи» (солирующая скрипка, детские голоса), и переинтонирование мотивов (холодноватая флейтовая «фанфара» первой части, звучащая у трубы в кульминационный момент перехода скерцо в четвертую часть), и сочетания крайних (низких и высоких) тембров.
Шестая Вайнберга - симфония с двумя финалами, трагическим (четвертая) и условно-оптимистическим (пятая часть). В этой недосказанности — боль и духовная сила автора сочинения, о котором Дмитрий Шостакович сказал: «Я хотел бы поставить под этой симфонией свое имя».
Премьера шестой симфонии состоялась в Москве 12 ноября 1963 года.