|
|
|
|
|
|
Info |
|
|
|
|
Мечислав (Моисей) Вайнберг (1919-1996)
Шестая симфония, ля минор, соч. 79,
для хора мальчиков и большого симфонического оркестра, на стихи Л. Квитко, С. Галкина, М. Луконина
|
1. Adagio sostenuto |
12:43 |
2. Allegretto |
5:40 |
3. Allegro molto |
6:15 |
4. Largo |
7:33 |
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижер Кирилл Кондрашин
Хор мальчиков Московского хорового училища (2, 4, 5)
Хормейстер Юрий Уланов
Соло на скрипке: Б. Шульгин (2, 5)
|
|
|
|
Запись: 1966 |
|
|
|
Стихи Льва Квитко, Самуила Галкина,
Михаила Луконина
Создававшаяся одновременно с Тринадцатой симфонией Шостаковича, Шестая
Вайнберга перекликается с ней темой страданий, причиненных войной. И для
Шостаковича, и для Вайнберга эти страдания, во многом, связаны с
трагедией еврейского народа. Однако трактовка Шостаковича более
публицистична, Вайнберга же - более интимна. Показателен выбор поэтов: у
Шостаковича — Евгений Евтушенко, с его жесткой плакатностью,
антидиктаторским и антиюдофобским пафосом; у Вайнберга - Лев Квитко («Скрипочка»,
из цикла детских стихотворений, — тонкая стилизация фольклорной поэзии);
Самуил Галкин («В красной глине вырыт ров...»— страшная в своей
будничности картина разрушения дома и расстрела детей). Но ни у Квитко,
ни у Галкина нет атрибуции национальности: еврейское подразумевается, но
не называется. Добавим, судьбы самих поэтов не менее трагичны судеб их
героев: Льва Квитко расстреляли в 1952 году, Самуилу Галкину удалось
выйти из тюрьмы (он умер в I960 году). О третьем стихотворении — «Спите
люди» Михаила Луконина - следует сказать особо. Это типичный образец
плохой советской поэзии, с ее ходульностью, фальшивыми готовыми клише и
заключительной сентенцией, вполне в духе официально насаждавшейся «борьбы
за мир» («Спите, люди, отдохните, солнце встанет,/Будут скрипки петь о
мире на земле»). Трудно сказать, в какой степени включение этого текста
в симфонию продиктовано цензурными, в какой — художественными
соображениями. Во всяком случае, контраст музыки и стихов в последней
части просто кричащий. «Жизнь продолжается», — говорят в таких случаях,
- но жизни больше нет.
Сквозные поэтические образы симфоний — дети; скрипка (как символ жизни);
война; тишина и сон (как символы мира) — определили логику конструкции
пятичастного цикла, в котором сочетаются принципы симметрии и сонатного
цикла. Первая и третья часть — чисто симфонические; во второй, четвертой
и пятой добавлен хор мальчиков. Большая арка - первая и пятая части; в
инструментальной коде последней — наиболее точные тематические
реминисценции первой части. Малая арка — вторая и четвертая части, с
ключевой антитезой (дети радующиеся и дети страдающие);центральное
скерцо — зловещий и уродливый лик войны.
Основной тематизм симфонии сфокусирован в начальном рондо-сонатном
Adagio: это тема lamento валторны (по мнению Людмилы Никитиной,
несколько сходная с мелодией крестьянского плача из первой части «Концерта
для оркестра» Бартока); печальная тема главной партии (основана на
беспрестанно возвращающемся кратком мотиве); фанфарная тема, впервые
звучащая в каденции флейты (первый эпизод). Эти темы (целостно или
фрагментарно) повторяются во всех частях.
Лирико-повествовательный и даже философский тонус симфонии определил ее
оркестровый колорит: Вайнберг избегает лобового живописания трагического,
«физиологических» tutti даже в скерцо. Художественные приемы Шостаковича
— обнаружение трагической «изнанки» гротеска и жанровости — у Вайнберга
еще более обострены: одна из тем скерцо напоминает кошмарный фрейлехс,
другая — то ли галоп, то ли канкан, третья (у кларнета пикколо) —
мерзкий вальсок, прерываемый ударами литавр... Оркестровая драматургия
симфонии интересна и разнообразна: это и сквозные «тембры-персонажи» (солирующая
скрипка, детские голоса), и переинтонирование мотивов (холодноватая
флейтовая «фанфара» первой части, звучащая у трубы в кульминационный
момент перехода скерцо в четвертую часть), и сочетания крайних (низких и
высоких) тембров.
Шестая Вайнберга - симфония с двумя финалами, трагическим (четвертая) и
условно-оптимистическим (пятая часть). В этой недосказанности — боль и
духовная сила автора сочинения, о котором Дмитрий Шостакович сказал: «Я
хотел бы поставить под этой симфонией свое имя».
Премьера шестой симфонии состоялась в Москве 12 ноября 1963 года.
|
|
|
| include ("guestbook/index.php"); ?>
|
|
|