Балет
"Лебединое озеро"
Большой балет в 4-х действиях. Либретто предположительно составлено самим
Чайковским, возможно при участии В.П.Бегичева и В.Ф.Гельцера.
Сюжет:
В четырех актах балета чередуются реальные и фантастические картины.
Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди
друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу,
на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, добрую фею с
короной на голове. Покоренный ее красотой и потрясенный ее рассказом о преследованиях
Мачехи-Совы, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. На балу в замке, по
велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц
безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей
он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит
к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты
корону, Зигфрид бросает вызов Мачехе-Сове, олицетворяющей в балете образ фатума
(корона спасала Одетту от ее преследований). Принц надеется, что девушка-Лебедь
уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии
поглощают Одетту и Зигфрида.
Предположительно, что источниками либретто могли послужить романтические
сюжеты: сказка немецкого писателя Музеуса "Лебединый пруд", а также
"Ундина" Ламотт-Фуке - Жуковского. Некоторые образно-сюжетные
мотивы либретто родственны произведениям русской литературы. В либретто балета
нашли отражение основные темы и образы романтического искусства той эпохи:
разлад мечты и действительности, стремление к идеалу, красоте и невозможность
его обрести, надежда на счастье, невольное предательство и искупление вины
ценою жизни. Сказочная коллизия развивает важнейшую для романтизма тему рока,
родового проклятия. Характерно для романтической концепции соотношение
человек-природа, которая и защищает, и сопереживает, и карает.
Обстоятельства возникновения замысла балета и его осуществления
недостаточно ясны. По воспоминаниям Н.Д.Кашкина начало работы относится
к маю 1875 г. В сентябре композитор писал Римскому-Корсакову: "По
приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету "Озеро лебедей".
Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому,
что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки". Достоверных
сведений об авторах либретто не сохранилось. Однако сюжет изложен Чайковским в
рукописи партитуры балета. Этот же текст был издан отдельно, в виде программы.
Но автор либретто и источник сюжета неизвестен. Кашкин называет инициатором
заказа и создателем программы В.П.Бегичева, директора Московской конторы
Императорских театров. Существуют свидетельства, что в составлении программы и
либретто принимал участие и известный деятель русского балета В.Ф.Гельцер.
Вероятны также и соавторство, и помощь других лиц. На афишах прижизненной
постановки "Лебединого озера" имена авторов либретто не значились. Не
было их и в прижизненных изданиях клавира и программы балета. Авторских прав ни
Бегичев, ни Гельцер никогда не предъявляли. Вальц и Кашкин вспоминали об
участии Рейзингера в работе на подготовительном этапе. Кашкин писал:
"сочинению музыки предшествовали долгие совещания с балетмейстером
Большого театра, с помощью которого была выработана программа танцев и весь
сценарий балета".
Сочинение музыки продолжалось около года с перерывами. Первый из них связан
с работой над Третьей симфонией - летом 1875 г. С августа работа над балетом
возобновлена. Зимой вновь наступил перерыв, но с середины февраля композитор
погружен в сочинение музыки балета. В конце марта начались репетиции в театре,
в то время, как Чайковский продолжать работать над инструментовкой. 10 апреля
1876 года сочинение музыки балета было окончено, о чем свидетельствует дата в
автографе партитуры. После завершения партитуры Чайковский написал вставной
номер "Русский танец" для бенефиса балерины П.Карпаковой,
исполнительницы главной партии в балете - Одетты. Через некоторое время, вероятно
для бенефиса балерины Собещанской, было написано Pas de deux Зигфрида и Одиллии
III акта.
К премьере был опубликован клавир балета, подготовленный Н.Д.Кашкиным
(переложение для фортепиано в две руки), издательство П.И.Юргенсона,
1877 г. Первое издание партитуры осуществлено Юргенсоном уже после смерти
композитора, в 1895 г.
Премьера состоялась на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877
года. Балетмейстер Ю.Рейзингер. Дирижер С.Я.Рябов. Декорации К.Ф.Вальца,
К.Гроппиуса, И.Шангина. Исполнители премьеры: Одетта-Одиллия - П.М.Карпакова,
Зигфрид - А.Г.Гиллерт, Ротбарт - С.П.Соколов. В репертуаре театра
"Лебединое озеро" до 1883 г. прошло 39 раз. В 1880 г. и в 1882 г.
балет обновлялся балетмейстером И.Ганзеном. Исполнителями были: Одетта-Одиллия
- Е.Н.Калмыкова и Л.Н.Гейтен, Зигфрид - А.Ф.Бекефи. При жизни Чайковского II
действие "Лебединое озеро" было показано на сцене Национального
пражского театра.
Первая постановка "Лебединого озера" выявила определенные
несовершенства либретто балета, в частности, невозможность средствами танца
рассказать предысторию Одетты, объяснить ее родовые связи, наследственную
роковую предопределенность. Для новой постановки балета 1894 г., уже после
смерти композитора М.И.Чайковский написал новое либретто, которое и стало
основным для постановок "Лебединого озера " в XX веке театрами всего
мира. В настоящее время существует постановка, осуществленная балетмейстером
В.П.Бурмейстером в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, в которой
сделана попытка вернуться к первоначальному авторскому варианту. Но подлинной
авторской версии в истории балетного театра не было. Этот факт поразителен, так
как речь идет о самом популярном сочинении русского и мирового балетного
театра. В данном случае невероятно точно, пророчески звучат слова Чайковского,
что его "время далеко ещё впереди".
Музыкально-драматургический стержень всего балета - тема-леймотив -
"Лебединая песнь". От I акта до финала лейтобраз балета связан с важнейшими
этапами лирико-драматического действия, ни разу не становясь основой для
завершенной танцевальной формы. Важнейшее средство создания в музыке балета
романтического и элегического настроения - последовательное использование ритма
вальса. Вальсовость пронизывает многочисленные эпизоды музыки балета, выступая
в качестве одного из признаков сквозного лирического действия с изменением
драматургического значения ритма вальса на протяжении всей композиции. Большие
вальсы, составляющие вместе с адажио в первых трех актах ядро лирических сцен
("Крестьянский вальс", "Вальс лебедей" и "Вальс
невест") - первые крупные танцевально-симфонизированные формы. Они
открывали перспективу для балетной музыки будущего.
Символ идеальной, но трагически-обреченной любви, образ Одетты подготовлен
и продолжен в галерее женских образов Чайковского в самых разных по жанру
произведениях - Джульетты, Ундины, Катерины, Франчески, Татьяны. Новым для
русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан
мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания,
страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом
Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.
Став уникальным явлением художественной культуры, "Лебединое
озеро" собрало и впитало все богатство романтического балета XIX века и во
многом определило развитие балетного театра ХХ века.
П. Е. Вайдман (Сайт о П.И.Чайковском)