Первая симфония (1933-1935) Первая симфония Хренникова связана с русской классической традицией в том ее понимании, которое было свойственно творческой школе Мясковского - Шебалина. Это сказывается и в приемах разработки, и в общем подходе к решению проблемы симфонического жанра. Вместе с тем произведение еще студента консерватории оказалось самостоятельным по своей концепции, языку, и главное, по образному содержанию музыки. Тихон Хренников заговорил в симфонии ясным и выразительным языком, отличающимся сжатостью и лаконизмом выражения мыслей, нашел общительность интонации, которая обеспечивает композитору отклик в самых широких кругах слушателей. Музыка симфонии увлекает полнотой жизненных сил, мелодической щедростью. В динамизме и устремленности первой части, в мелодическом распеве второй, увенчанной мощной эмоциональной кульминацией, в жизнерадостности финала, в его неожиданных ритмических поворотах и оркестровых контрастах, подчеркивающих общий характер, - во всем раскрывается мир мыслей и чувствований молодого человека тридцатых годов, каким был автор Первой симфонии. Создавая свою симфонию, композитор уходил в сторону от напряженного драматизма и углубленной психологичности, которые так часто встречались в симфониях тех лет и даже рассматривались подчас как необходимое качество жанра. Такая концепция никак не привлекала автора, увлеченного потоком образов и впечатлений новой жизни, привыкшего мыслить самостоятельно и стремившегося к расширению идейно-образной сферы симфонической музыки. Здесь раскрывались широкие, по-настоящему новые возможности. Достаточно вспомнить, что одновременно с Хренниковым сочинял свою первую симфонию Хачатурян, намечавший совсем иной, по-своему определенный путь развития жанра. Сила и привлекательность симфонии Хренникова в ее самостоятельности и уверенном воплощении замысла, в непосредственности музыки, отразившей подлинную реальность жизненных впечатлений. Если прибавить к этому мелодическое богатство, прекрасное владение оркестровой палитрой и лирическую непосредственность музыки, то станут ясными причины успеха симфонии у публики, ее бесспорной жизненности.