Вторая симфония (1940-1944) Сам композитор рассказал историю создания своей Второй симфонии: «Еще до Великой Отечественной войны я задумал создать Вторую симфонию, посвященную молодежи. По замыслу это должно было быть произведение, проникнутое лирикой, радостью прекрасной мирной жизни. Такой и оказалась первая часть. Но три последующие писались в годы войны, и жизнь диктовала новое направление, рождала новые образы и картины: рассказ о печальном, тяжелом для Родины времени и жертвах фашизма - вот содержание второй части, повествование о жестокой схватке с врагом - третьей, предчувствие, несмотря на драматизм, победы, уверенность в ней - четвертой». Интересно отметить, что в это же время со своими вторыми симфониями выступили консерваторские товарищи Хренникова - Арам Хачатурян (1943) и Вано Мурадели (1944). Каждый из них находил свои собственные творческие решения, в рамках некоторой общности концепции, характерной для симфонической музыки военных лет. Она сложилась уже в Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, где так ярко воплощены образы борьбы и скорби, мужества и героизма. Они воскресали и в произведениях других композиторов, выступая в новых формах. Это было, конечно, связано и с различием творческих путей их авторов и с акцентировкой ими тех или других элементов симфонического жанра. Чрезвычайно заметно во Второй симфонии Хренникова влияние Чайковского, сказывающееся на разных сторонах интонаций, формы, фактуры, оркестровки. Мощные секвенционные нарастаяния и резкие обрывы звучности после кульминации, стремительные гаммы струнных и переклички оркестровых групп, зычные голоса меди, прорезывающие суетливое звучание оркестра, мрачные затихания духовых на аккордах в низком регистре, энергичные триоли в маршевых фрагментах музыки, склонность к громогласным тутти - во всем этом обнаруживается принципиальное следование основам и частностям симфонической драматургии Чайковского. Первые три части исмфонии создают большое драматическое нарастание, которое разрешается в финале, динамичном и впечатляющем силой выражения волевого, жизнеутверждающего начала. Вторая симфония была закончена в начале 1943 года и неоднократно исполнялась. Но композитора не удовлетворял финал симфонии, и он коренным образом переделал его. В окончательном виде симфония была впервые исполнена 9 июня 1944 года.