Первый концерт для фортепиано с оркестром (1932-1933) Этот концерт – одно из самых ранних произведений Тихона Хренникова: в списке его сочинений он значится под номером один. Первые три части концерта были написаны к весне 1933 г. и тогда же исполнены автором в сопровождении симфонического оркестра студентов Московской консерватории под управлением Н.Аносова. К осени того же года композитор сочинил четвертую часть – финал концерта, и уже в окончательном виде он прозвучал по радио. Впервые фортепианный концерт, написанный советским композитором, получил такое широкое признание как в своей стране, так и за рубежом. Причина успеха заключалась и в прекрасном авторском исполнении, и, конечно, в самой музыке. Т.Хренников выразил в ней дух своего времени, его произведение отмечено печатью молодости не только одного композитора, но и всего советского искусства, вступившего в период высокого творческого подъема, обогащенного образами и чувствами бурно расцветающей новой жизни, в которую тогда искренне и безгранично верило большинство творческой молодежи. Отсюда жизнерадостность общего настроения музыки концерта, в которой сочетаются лирика и задорный юмор, увлекают ритмическая упругость и неожиданность контрастов, блеск фортепианного письма. Во всем сказалась оригинальность молодого композитора, которая ощутима в концерте даже теперь. Произведение студента консерватории выдержало испытание временем, и время подтвердило его художественную ценность, отмеченную первыми слушателями. Концерт написан в довольно редкой для этого жанра четырехчастной форме с явным преобладанием быстрого движения. Первая часть напоминает по характеру энергичную токкату, в ней господствует моторность движения, размеренность броских пассажей, в чем можно усмотреть близость распространенным в то время антиромантическим тенденциям. Но вторая часть заставляет пересмотреть это мнение – она отмечена широтой мелодического дыхания, ее основная тема дана в развитии, приводящей к мощной кульминации, и в ней раскрываются черты русской характерности дарования молодого композитора. Лирическая экспрессия этого Andante оттенена динамикой двух последующих частей концерта, особенно – финала, полного радости и ликования, нарастающих вплоть до заключительных страниц, где бравурные пассажи фортепиано поддерживают четкие, волевые фразы оркестра. Энергичная тема третьей части – стремительное скерцо – напоминает образы молодого Прокофьева, в то время как в двух контрастирующих темах финала звучит то глубокое дыхание русской напевности, то холодновато-прозрачный колорит гармоний Грига. После окончания консерватории Тихон Хренников, увлеченный созданием музыки в самых разных жанрах, оставил концертную деятельность. Только в конце 1950-х годов он вновь стал сам исполнять свой концерт и интенсивно гастролировал в СССР и за рубежом вплоть до середины 1990-х.