Третий концерт для фортепиано с оркестром (1983) Третий концерт был закончен перед самым 70-летием композитора и впервые исполнен автором 10 апреля 1983 года. Он немедленно привлек всеобщее внимание яркостью музыки, виртуозным размахом и оригинальностью общей концепции. Написанный в традиционной трехчастной форме, концерт своеобразен по своему интонационному и гармоническому строю. Он раскрывает новые грани дарования композитора, свидетельствует о его постоянной устремленности вперед. Начало концерта пленяет романтической восторженностью, полнотой выражения светлого чувства и красотой звучания. Непрерывность движения, бравурность фортепианных пассажей определяют характер четко очерченных, броских тем. Развитие приводит к ярчайшей кульминации: это вершина хода музыкальных мыслей, утверждение оптимистического начала. Вторая часть проникнута настроением несколько грустного раздумья, лишь ненадолго нарушаемого эмоциональным нарастанием. В ней находишь новые аспекты лирики автора. Они в особой тонкости, даже – изысканности рисунка, эмоциональной насыщенности каждого звука. Вторая часть чарует красотой мелодических линий, пластичностью формы. Это одна из тех страниц, которые сразу покоряют слушателя. Лирическое очарование второй части неожиданно и резко нарушается вторжением бурной музыки финала. Уже по Второму концерту было видно, что Хренников – мастер контрастов. Третий концерт только подтверждает эту мысль. Финал един по настроению: почти на всем его протяжении господствует динамичность броских тем. Начальные пассажи неистовы. Непрерывное движение сочетается с нарастанием звучности. Мысль композитора подходит к конечному выводу, но… он оказывается совсем не тем, к которому могло бы привести подобное развитие действия. Возвращается утонченная лирическая тема вальса. Мелодия повторяется несколько раз, постепенно затухая. Кажется, повторяется прием закольцованности произведения, использованный во Втором концерте. Впечатление грустного раздумья вытесняет другие. И вдруг все исчезает в один миг под натиском начальной фразы финала, мощно сметающей все преграды со своего пути. Необычное завершение пробуждает сложные ассоциации. Концерт захватывает своим размахом, богатством красок и яркой виртуозностью. К этому надо добавить полноту жизнеощущения, эмоциональность и темпераментность музыки – волевой и активной, богатой контрастами образов и неожиданными поворотами в развитии мыслей. Среди концертно-симфонических произведений Хренникова Третий концерт - одно из самых интересных. Оно особенно важно для раскрытия стилистических устремлений композитора, прошедшего большой путь исканий. Он свободно пользуется накопленным опытом в области выразительных средств, умеет увидеть нечто свежее в привычном, по-своему отнестись к новациям века, находя в них импульсы творческих поисков. Но при этом композитор никогда не забывает о рельефности и выразительности мелодического начала своей музыки. Вообще многие черты всех трех фортепианных концертов связаны с особенностями пианизма его автора, очень яркого в рельефной лепке образов, приобретающих почти сценическую конкретность. Своими выступлениями Хренников продолжил традицию композиторского исполнительства, всегда имевшую важное значение в отечественном искусстве. Еще в консерватории Хренников зарекомендовал себя отличным пианистом. Его фортепианная игра неизменно привлекает эмоциональностью и образностью, быть может, даже театральностью. Словом, он обладает общительностью не только композиторской, но и исполнительской интонации. Хренников играет как композитор, заботясь прежде всего о выражении внутренней сущности произведения, и вместе с тем его исполнению присуща законченность отделки и блеск профессионального пианизма.