Второй концерт для фортепиано с оркестром (1971) Второй концерт, хотя и отделен от первого тремя десятилетиями, во многом продолжает линию, намеченную в более ранних произведениях. С первым концертом его роднит отличное понимание природы пианизма, причем в специфически концертном плане, чувство ансамбля фортепиано и оркестра, умение находить интересные и разнообразные пассажные формулы. Но если смотреть шире, то можно заметить, что музыкальные образы Второго фортепианного как бы вбирают в себя различные черты всех предыдущих концертов композитора: динамическую напористость Первого фортепианного, красочность и гармоническую жизнерадостность мироощущения Первого скрипичного, философскую углубленность, поэтичность и жанровую характерность Первого виолончельного концертов. В этом заключается диалектика творчества талантливого художника – он все тот же, и он новый. Уникальность музыкального языка Хренникова в сочетании неизменности основных эстетических принципов, характерных черт индивидуального стиля с восприятием новых, рожденных временем и душевным порывом тенденций. Критик Иннокентий Попов так отозвался о Втором фортепианном концерте: «Щедра и богата фантазия композитора. Музыка Второго концерта блещет, сверкает. Но вот что примечательно: форма Второго концерта отточено-чеканна, бурная творческая фантазия пропущена через кристально ясную мысль композитора. Ничего лишнего. Предельный лаконизм, концентрация изложения. Ювелирная отделка деталей. И, что весьма существенно в данном случае, блестящая, виртуозно-эффектная и образно точная сольная партия фортепиано». Среди несомненных достоинств концерта, помимо лаконизма и музыкальной точности, называются глубоко национальный русский характер музыки и современность средств ее выразительности, сочность оркестрового звучания и насыщенность фортепианной партии, возрастающая роль полифонии и яркое мажорное звучание. Техническое богатство фортепианной партии в сочетании с разнообразием оркестровых красок придает особый блеск музыке Хренникова, которая поднимается в этом концерте еще на одну ступень виртуозной эффектности. Второй концерт выглядит импозантно, привлекает красочностью и даже нарядностью звучания. Яркая мелодия темы, излагаемая в смелом фортепианном соло, открывающем и завершающем концерт, действует как своеобразная арка, скрепляющая конструкцию. Сопряженность начала и конца подчеркивает стройность партитуры. Интродукция и кода финала уравновешивают стремительность двух центральных частей, окружая их островками торжественного спокойствия. Во Втором концерте заметна возросшая роль полифонии, которая становится одним из существенных формообразующих факторов. Это связано с самим содержанием произведения, а также и с давним пристрастием его автора: в числе любимейших композиторов сам Хренников неизменно называет Баха, чьи пьесы он играл еще в консерваторские годы, вызывая похвалы Нейгауза. Подход Хренникова к полифонии самостоятелен, композитор вносит в нее свойственный ему темперамент, оригинально использует выразительные возможности многоголосого письма. Этот концерт, звучащий всего около 15 минут, бесспорно является одной из вершин не только композитора, но и всей советской музыки.