Р. Щедрин
«Поэтория».
Концерт для поэта в
сопровождении женского голоса,
смешанного хора и
симфонического оркестра (1968 г.)
Андрей Вознесенский - чтение,
Людмила Зыкина - пение.
Большой хор и Большой
симфонический оркестр
Всесоюзного радио и
телевидения,
дирижёр И.Гусман
Худ.
руководитель хора К.Птица.
Главный хормейстер Л.Ермакова.
Запись из Большого зала
Московской консерватории
30 января 1974 года
Написана "Поэтория"
на стихи А.Вознесенского (сборник "Ахиллесово сердце"). В трех частях
концерта раскрыта, по словам самого композитора, тема Родины: "Россия военная",
"Художники предреволюционные", "Россия сегодня".
Законами жанра (симфонизированный концерт) продиктованы роли участников. Поэт
- солист. На оркестр, хор и женский голос, помимо функции сопровождения,
возложена и функция драматургического развития музыкального материала.
Щедрин один из первых
обратил внимание на отличие народной манеры пения от
академической, и попытался поэкспериментировать с «фольклорным» голосом. Кроме
Людмилы Зыкиной, Щедрин использовал как своеобразную «краску» тембр голоса поэта
Андрея Вознесенского.
«Поэтория»
— сонорное сочинение, написанное под непосредственным влиянием сонорых опытов польских композиторов — В. Лютославского и К. Пендерецкого. Безусловно,
первоначально у Щедрина возник интерес к сонорике, а
позже он услышал в фольклорном тембре одну из оригинальных сонорных красок, данных
самой жизнью.
Фольклорный тембр в «Поэтории» Щедрин использует для усиления эмоционального эффекта
и строго определенной ассоциации с жанром плача. Он оперирует семантикой плача,
механизмом его психологического воздействия на человека. При этом композитор не
цитирует какой-то определенный причетный напев — он
пишет его сам.