Р. Щедрин

«Поэтория».

Концерт для поэта в сопровождении женского голоса,

смешанного хора и симфонического оркестра (1968 г.)

 

Андрей Вознесенский - чтение,

Людмила Зыкина - пение.

Большой хор и Большой симфонический оркестр

Всесоюзного радио и телевидения,

дирижёр И.Гусман

Худ. руководитель хора К.Птица.

Главный хормейстер Л.Ермакова.

Запись из Большого зала Московской консерватории

30 января 1974 года

 

Написана "Поэтория" на стихи А.Вознесенского (сборник "Ахиллесово сердце"). В трех частях концерта раскрыта, по словам самого композитора, тема Родины: "Россия военная", "Художники предреволюционные", "Россия сегодня".

 

Законами жанра (симфонизированный концерт) продиктованы роли участников. Поэт - солист. На оркестр, хор и женский голос, помимо функции сопровождения, возложена и функция драматургического развития музыкального материала.

 

Щедрин один из первых обратил внимание на отличие народной манеры пения от академической, и попытался поэкспериментировать с «фольклорным» голосом. Кроме Людмилы Зыкиной, Щедрин использовал как своеобразную «краску» тембр голоса поэта Андрея Вознесенского.

 

«Поэтория» — сонорное сочинение, написанное под непосредственным влиянием сонорых опытов польских композиторов — В. Лютославского и К. Пендерецкого. Безусловно, первоначально у Щедрина возник интерес к сонорике, а позже он услышал в фольклорном тембре одну из оригинальных сонорных красок, данных самой жизнью.

 

Фольклорный тембр в «Поэтории» Щедрин использует для усиления эмоционального эффекта и строго определенной ассоциации с жанром плача. Он оперирует семантикой плача, механизмом его психологического воздействия на человека. При этом композитор не цитирует какой-то определенный причетный напев — он пишет его сам.